1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Строгое соблюдение высоких требований врачебной этики становится особенно важным в наше время, когда в медицину бурно вторгаются новшества, рожденные научно-технической революцией. Многие из них представляют собой бесспорные достижения в диагностике и лечении, однако внедрение этих новшеств сопровождается и негативными явлениями. Прежде всего, они приводят к так называемой дегуманизации медицины, о которой все больше и с нарастающей тревогой говорят сами медики. Эти опасения не лишены оснований. Многообразная аппаратура и многочисленные анализы стали непременными посредниками между врачом и пациентом, отдалили их друг от друга. К этому явлению добавляются продолжающаяся дифференциация медицинских знаний, образование новых специальностей, в том числе и весьма «узких». О сверхспециализации и чрезмерной технизации медицины как издержках научно-технического прогресса все чаще говорят представители самых различных теоретических течений, пытающихся найти выход из этого положения.

Многие прогрессивные ученые Запада пишут сегодня о тревожной тенденции в подходе к организму человека, когда он воспринимается не как индивидуальное целое, а как «комплекс», состоящий из отдельных систем и органов. Предлагается реформировать систему медицинского образования, усилить внимание к интегративным дисциплинам — общей патологии, общей терапии и т. п. Представители неогиппократизма считают: чтобы выйти из «кризиса доверия» (в отношениях врача и больного), преодолеть дегуманизацию, надо вернуться к принципам классической медицины Гиппократа, прежде всего к принципу индивидуализации. Основное значение они придают деятельности врачей общей практики, домашних или семейных докторов, в которой должно быть выражено интегративное начало. Не только в работах неогиппократиков и представителей других теоретических течений современной медицины, но и в материалах международных (ВОЗ и др.), и национальных медицинских Организаций говорится, что врачи общей практики могли бы выполнять роль модераторов, диспетчеров в отношениях между больными и узкими специалистами. При этом врач общей практики должен соответствовать высоким требованиям врачебной этики, деонтологии, иначе он, как и узкие специалисты, превращается в «техника», «технолога», «ремонтирующего» части и детали человеческого организма.

С серьезным беспокойством на Западе говорят об утрате принципов врачебной этики и деонтологии, основанных на высоких требованиях традиционной медицины вследствие широкой специализации. Тревога эта не беспричинна. Например, по сообщению одного из журналов, в 1930 г. "из каждых 10 врачей США 8 были врачами общей практики, а в 1970 г. наблюдалось обратное соотношение: лишь 19% всех врачей занимались общей практикой. К 1990 г. их доля, как полагают некоторые исследователи, сократится до 6%.

Другая проблема, подчеркивающая значение врачебной этики, — изменение типа или профиля патологии. Сегодня совершенно очевиден натиск хронических неэпидемических болезней, пришедших на смену эпидемическим и составляющих ныне в экономически развитых странах основную долю в структуре смертности и заболеваемости населения. Причиной более ¾ всех случаев смертности являются всего лишь несколько заболеваний (сердечно-сосудистые, злокачественные опухоли) и несчастные случаи. При столь существенно изменившейся картине патологии требуется не только поиск общих причин и механизмов заболеваний, которые все чаще объясняются первостепенной ролью экзогенных, в том числе социально опосредованных воздействий, но и поиск общетерапевтических факторов. Не случайно сегодня все большее внимание уделяется приемам неспецифического влияния на организм больного, общетерапевтическим средствам, особенно психотерапевтическим.

Характер взаимоотношений медицинского персонала и пациентов, уход за больными все больше приобретают значение мощных терапевтических и профилактических факторов. Принципы, правила этики и деонтологии в работе медика должны стать предметом постоянного внимания.

Известно, что этика как наука о морали и нравственности изучает совокупность гуманных общечеловеческих представлений о добре и зле и основанных на них, так называемых простых норм нравственности, создаваемых и хранимых народом, а также рассматривает исторически преходящие, зависящие от классовых интересов этические представления и нормы поведения. В противоположность буржуазной коммунистическая мораль отражает интересы и идеалы трудящегося человека, а ее главные принципы сформулированы в моральном кодексе строителя коммунистического общества.

Врачебная этика основана на опыте и пронизана духом высокого гуманизма, но она имеет и классовый аспект, определяемый конкретной исторической обстановкой, социально-экономическими и политическими процессами, интересами социальных слоев и классов. Поэтому правомочно говорить об этике медика социалистического общества и буржуазной врачебной этике. Последняя отражает корыстные интересы медицинского бизнеса, хотя и среди врачей капиталистических стран немало преданных своей профессии работников, самоотверженно выполняющих профессиональный долг. Но и ими управляют законы капиталистического мира, которые, в сущности, несовместимы с высокими гуманными требованиями этики и деонтологии.

Специфическая особенность врачебной этики выражается в нормах отношений медицинского персонала с больными людьми. Можно сказать, что и врачебная этика — специфическое проявление общей этики в условиях профессиональной деятельности медиков.

Врачебная этика внедряется во взаимоотношения врача и больного, врача и пациента (не обязательно заболевшего, но и здорового), врача с коллегами, врача и родственников больного, врача и среднего медицинского персонала, рассматривает морально-этические (неправовые) вопросы врачебной тайны, ответственности и морального долга медиков и др. К этической сфере относятся решение вопросов экспериментов на людях, пересадки органов, врачебные ошибки и многое другое. Этические вопросы тесно сопряжены с правовыми, нередко находят свое отражение в законодательстве.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, МЕДИЦИНА Научно-популярный журнал, 2012-1018. Все права защищены.