1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Создание универсальной системы чтения и письма для слепых связано с именем Луи (Людовика) Браиля (1809—1852). На протяжении многих веков до ее появления массовое обучение слепых не считалось рациональным. Мало кому из людей, лишенных зрения, удавалось получить образование и трудиться на избранном поприще. Огромную роль в обосновании просвещения слепых сыграло опубликованное в 1749 году «Письмо о слепых — назидание зрячим» Д. Дидро.

В середине ХVIII века в Париже был создан первый институт для обучения слепых, куда в 1819 году был принят и Луи Брайль. В возрасте трех лет он поранил себе глаз шорным ножом. В результате травмы одного глаза и сопутствующего воспаления другого Л. Брайль потерял зрение. Слепых учеников в ту пору обучали чтению и письму по линейно-рельефному, выпуклому шрифту, предложенному основателем Парижского института слепых В. Гаюи. Этот шрифт был довольно труден для усвоения и использования. Буквы большие, их приходилось длительно ощупывать, длительным поэтому был и процесс чтения. Не менее сложно научиться писать этим методом: слова составлялись из отдельных вырезанных букв.

Наряду с рельефным шрифтом использовался и точечно-рельефный шрифт, предложенный в 1815 году Ш. Барбье. Вначале этот шрифт предназначался для сугубо военных целей — шифрования и лишь после некоторого изменения был введен для обучения в Парижском институте слепых в 1821—1822 годах.

Хотя в основе новой системы лежала рельефная, выпуклая точка, все же для массового обучения чтению и письму она не была пригодна, кроме того, в ней не учитывались правила орфографии и ударений, отсутствовали обозначения цифр, нотных знаков, знаков препинания. К тому же каждая буква состояла из большого количества точек, которые не умещались под «читающей» подушечкой указательного пальца. А скорость чтения была даже ниже, чем при помощи линейного шрифта — приходилось еще пользоваться специальной таблицей для отыскивания в ней необходимого слога.

Все эти недостатки обоих шрифтов подметил Луи Брайль. Способный, прекрасно успевающий по всем предметам, он, тщательно изучив оптимальное размещение точек, выбирает такое их расположение, которое позволило бы максимально использовать осязание для опознания знака, буквы и исключало бы возможность ошибки. Практически в 16 лет он создает систему, построенную на орфографическом принципе, где в основе изображения знаков лежит шеститочие.

Еще создание системы не было окончательно завершено и юноша продолжал ее совершенствовать, а учащиеся института уже широко пользовались ею. Наконец, в 1829 году под названием «Способы написания слов, музыки и пения при помощи точек» система Луи Брайля была опубликована.

Точечная азбука Брайля дает возможность путем комбинации из шести выпуклых точек получить 63 знака, необходимых для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, математических и нотных знаков.

Биограф Л. Брайля Пьер Анри писал: «...Что действительно оригинально в алфавите Брайля, это его прекрасное приспособление для осязания. В знаке самое большое количество точек — шесть, которые составляют прямоугольник: три точки в высоту, две в ширину. Если бы в знаке было одной точкой меньше, из такого количества не получилось бы нужного числа комбинаций. Если бы в знаке было одной точкой больше, он не поместился бы под пальцем. Пытались улучшить эту систему, но всегда вновь обращались к ней, созданной Луи Брайлем сразу и с таким совершенством».

И все же система Брайля сначала была отклонена советом института слепых. Официально обучение продолжалось по системе Ш. Барбье. Лишь в 1837 году, после повторного рассмотрения, система Брайля была, наконец принята и одобрена советом института. Более того, было решено напечатать шрифтом Брайля первую книгу—«Краткую историю Франции». Издана она была кустарным путем. А первая книга, изданная типографским способом, увидела свет лишь после смерти Луи Брайля. Полное признание его система получила в 1878 году, на Международном конгрессе слепых в Париже.

В нашей стране, шрифтом Брайля печатаются учебники, политическая, техническая, художественная литература. В школах для слепых осязательная азбука Брайля остается незаменимой для знакомства со всем богатством литературного наследия и обучения письму. Перед человеком, лишившимся зрения, после обязательного среднего образования открыта дорога и к высшему образованию Он может учиться и в аспирантуре, стать ученым, высококвалифицированным специалистом. Слепые в нашей стране — полноправные члены общества.

И. Л. СМОЛЬЯНИНОВА, доктор медицинских наук


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, МЕДИЦИНА Научно-популярный журнал, 2012-1018. Все права защищены.