1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Конфликтные ситуации можно наблюдать, когда в коллективах нарушается демографическая структура по признаку пола. В силу многих объективных условий и субъективного фактора в нашей стране система здравоохранения в основном «осваивалась» женщинами, и только в последние десятилетия наметилась тенденция к выравниванию пропорции мужчин и женщин среди врачей. Формирование типично «женских» и типично «мужских» коллективов чревато многими специфическими конфликтами.

Руководитель должен не только знать о причинах возможных конфликтов, но и обладать навыками и умением разрешать таковые. Они приобретаются, в частности, в результате участия в так называемых «деловых играх», моделирующих те или иные ситуации и позволяющих участниками предложить оптимальные способы их решения.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Социологи и психологи вывели интересную закономерность. Для каждого вида коллективной деятельности и коллектива (отделение, поликлиника, больница, кафедра, лаборатория, институт и т. д.) существует оптимальное соотношение работников по полу и возрасту — социально-демографический показатель (структура). В случае несоответствия реальной социально-демографической структуры, оптимальной при определенных условиях, возникают конфликтные ситуации разной степени остроты. В медицинских учреждениях несоответствие реальных социально-демографических структур оптимальным (аналогию можно провести с просвещением) выступает достаточно наглядно.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нередко конфликты являются следствием неудачного подбора руководства, невысокого культурного уровня членов лечебно-диагностического коллектива, наличия неуживчивых людей. Среди медицинского персонала выделяют два полярных типа личностей, которые оказывают сильное влияние на коллектив, что может в одном случае несомненно увеличивать частоту конфликтов, в другом случае резко их уменьшать. «Есть лица, благотворно действующие на окружающих своей моральной чистотой, чуткостью, отзывчивостью, знанием дела, желанием всегда оказать помощь.

Но встречается и другая категория людей, в том числе и хирурги, которые плохо влияют на настроение, педантичные, черствые, мрачные, страдающие подозрительностью, формалисты, назойливые, недоброжелательные... Такие люди невольно вызывают против себя раздражение и острое чувство противоречивости, что создает неблагоприятный фон для решения какой-либо сложной диагностической или лечебной задачи».

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

В нашей стране функционирует ряд медицинских учреждений, работающих по экспериментальной программе. Смысл ее заключается в расширении прав руководителей в отношении вопросов материального стимулирования лиц, освоивших смежные профессии и внедряющих полученные знания и практические навыки в повседневную лечебно-профилактическую деятельность. Размер материального вознаграждения может достигать 30% оклада (ставки) заменяемого работника. Принципиально новым моментом является то, что дополнительное денежное вознаграждение проводится не за сверхнормативное отработанное время, а за выполненный дополнительный объем работы. Таким образом, осуществляется стимуляция интенсивности труда за счет его более высокой организации при сохранении высокого качества конечного результата.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Конфликты на «материально-технической почве» возникают, когда персонал вынужден работать на устаревшей наркозной, реанимационной, рентгенологической аппаратуре, использовать малопригодный инструментарий и технику в малоприспособленных для этого условиях. К сожалению, еще не все наши лечебно-диагностические и профилактические учреждения отвечают современным требованиям. При таких условиях конфликтные ситуации могут возникать между главным врачом, заведующими отделениями и ординаторами или между главным врачом и вышестоящими органами, которые или не обеспечили своевременный ввод в эксплуатацию корпуса больницы, или не поставили вовремя качественное оборудование.

В ряде учреждений стремление к показухе, созданию дутой славы отдельных специалистов приводит к нарушению этических норм и норм приема больных, неправильному комплектованию терапевтических или педиатрических участков. Естественно, что такие конфликты вызывают значительный резонанс среди членов всего коллектива.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

В отличие от мобильной деловой конфликтности личная и межличностная конфликтность между заведующим отделением и хирургом (терапевтом) может носить устойчивый инерционный характер. Такая ситуация может возникнуть при расхождении мнений при решении лечебно-диагностической задачи, если ординатор, например, обладает большим лечебным опытом. В этом случае если заведующий отделением не сумеет найти приемлемого решения, которое не ущемляет интересы его подчиненного и не идет во вред больному, то принципиальные разногласия превращаются во взаимную личную неприязнь. Личная неприязнь начинает сказываться на качестве лечебно-диагностической деятельности, отравляет деловую обстановку в отделении, ее остро чувствуют пациенты.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Социологические обследования учреждений системы здравоохранения показывают, что в коллективах с высоким уровнем внутренней культуры наличие проблем, связанных с лечебно-диагностической или научной деятельностью, порождает так называемые внутриличностные конфликты, когда врач (медицинская сестра) сомневается в правильности своей позиции, «один на один» со своим внутренним «Я» обсуждает возможное решение вопроса или задачи, ищет аргументы «за» и «против».

Внутриличностный конфликт может быть порожден разными причинами, В одном случае он является следствием слабости характера, в другом — высоким уровнем требовательности к себе, стремлением к постоянному переосмыслению, казалось бы, уже принятых решений, в третьем — результатом высокой духовной культуры, сплавленной с желанием выдавать только оптимальные решения. Естественно, что в таком случае коллеги стремятся понять друг друга, выяснить сильные и слабые стороны аргументации, способы обоснования решений, найти их оптимальный вариант. Это становится тем более необходимым в условиях «коллегиального диагноза», когда специализация врачей не позволяет одному из них целостно «охватить» состояние больного, а также представить заболевание во всех нюансах, которые может знать только «узкий» специалист.

Copyright ©, МЕДИЦИНА Научно-популярный журнал, 2012-1018. Все права защищены.