1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

В процессе общения врача с пациентом, родственниками пациента, коллегами, старшими по должности, средним и младшим медицинским персоналом в силу тех или иных обстоятельств могут складываться различные конфликтные ситуации. В литературе за последние 10—15 лет было опубликовано достаточно большое количество монографических исследований, учебно-методических пособий и сборников, где эти вопросы исследуются в аспекте этики и деонтологии. Однако явно недостаточно освещены вопросы причин конфликтных ситуаций, способов их разрешения и предупреждения на всех уровнях на основе медико-социологических исследований. Поэтому представляет значительный интерес для практического врача разобраться во всей гамме сложных деловых (функциональных) и нравственно-психологических отношений, складывающихся в следующем «треугольнике».

Конфликтные ситуации, возникающие в системе здравоохранения, можно разделить на две основные группы: 1) между медицинским персоналом и пациентом, его родственниками и ближайшим окружением; 2) между сотрудниками системы здравоохранения.

Анализ жалоб, поступивших в руководящие органы здравоохранения, позволяет сгруппировать мотивы, их вызвавшие, следующим образом: а) отсутствие необходимых лекарств; б) лечебно-диагностические ошибки; в) грубость, невнимание, черствость, небрежность со стороны медицинского персонала к пациентам.

В доступной нам литературе очень мало исследована группа конфликтных ситуаций, возникающих между медицинскими работниками в процессе исполнения имя своих обязанностей. Поэтому мы попытаемся осветить именно эту группу.

В деятельности медицинских коллективов, включающих врачей, медицинских сестер, младших медицинских сестер, представителей медико-биологических и медико-технических специальностей, конфликты по своему предметному содержанию могут быть самыми различными, но в своем конечном выражении всегда выступают как отношения взаимного противодействия личностей, их столкновение.

В литературе существует ряд классификаций конфликтов и конфликтных ситуаций. Так, например, выделяют конфликты по критерию служебно-коммуникативной направленности: «начальник—подчиненный» («главный врач — заведующий отделением», «заведующий отделением— ординатор»), т. е. между различными иерархическими уровнями (конфликты по «вертикали»). Кроме этого, могут быть конфликты по «горизонтали», т. е, между работниками системы здравоохранения, занимающими равные должности («заведующие отделениями, ординаторы, заместители главного врача, медицинские сестры»).

Основа конфликта может быть производственно-функциональной (деловой) или социально-психологической (личностной). Разрешение конфликта может быть направлено на конструктивное действие, следствием которого является или укрепление производственной дисциплины лечебно-диагностического учреждения, или улучшение качества ухода за медицинской аппаратурой, или своевременное выполнение лабораторных анализов и доставка их лечащему врачу и т. д. Кроме этого, существуют и деструктивные конфликты, которые не ориентированы на оптимальное решение лечебно-диагностических и организационно-профилактических задач, а преследуют только одну цель — любой ценой доказать свою «правоту», хотя для этого нет достаточно объективных оснований. Естественно, что конструктивные конфликты предполагают проведение принципиальных споров, когда конфликтующие стремятся понять друг друга, увидеть силу аргументации своего оппонента. Альтернативным способом поведения конфликтующих сторон является деструктивная форма, когда склоки, мелкие препирательства и личная неприязнь отодвигают на второй план существо проблемы (задачи, вопроса) и решение ее становится невозможным на данном этапе.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, МЕДИЦИНА Научно-популярный журнал, 2012-1018. Все права защищены.