1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Технизация медицины — знамение XXI века. Она несет с собой и плюсы и минусы. Недопонимание врачом важности общения с больным, учета личностной особенности пациента снижает терапевтический и профилактический эффект медицинской деятельности, приводит к возникновению ятрогенных (вызванных деятельностью врача) заболеваний. Известный хирург А. Д. Очкин писал по этому поводу: «...если суммировать все требования, предъявляемые к врачу, то положение его можно оценить как труднейшее среди существующих профессий». С таким утверждением трудно не согласиться.

Ведущие российские и зарубежные специалисты в области медицины справедливо подчеркивают необходимость высокой степени культуры и такта у современного врача. Напоминаем, что среди пациентов более 12 млн. сегодня имеет высшее образование, около 19 млн. - среднетехническое, не говоря уже о всеобщем среднем образовании, общей высокой культуре, доступности различной, медицинской литературы. Поиск оптимального решения вопроса повышения общей и профессиональной культуры врачей не мыслится без совместного участий в нем социологов, психологов, работников литературы и искусства, врачей-преподавателей всех специальностей.

Успехи и неудачи врачевания во многом зависят от индивидуальных особенностей врачей и от его специальной и социально-психологической подготовки. В связи с этим перед медициной и здравоохранением встает ряд практических задач, среди которых наиболее актуальны: а) отбор в медицинские учебные заведения лиц, пригодных для этой цели по своим характерологическим особенностям, решение этой задачи мыслится через «введение экзамена по специальности» — обязательная работа до поступления в вуз в качестве младшей медицинской сестры в лечебно-профилактическом учреждении от одного до двух лет, соответствующая подготовка, формирование, воспитание личности в процессе обучения в мединституте; б) создание реальной возможности для преподавателей и администрации вуза отчислять студентов, не отвечающих высоким требованиям, предъявляемым к профессии врача. Однако оба предложения оспариваются различными инстанциями, и вопрос пока практически должным образом не решается (И. И. Косарев).

Многочисленные трудности оптимального решения данной проблемы побудили представителей ВОЗ специально заняться изучением ее в различных странах. Однако вывод, сделанный на специальном совещании, созванном Европейским региональным бюро ВОЗ (в работе принимал участие представитель России), рабочей группой по отбору студентов для получения медицинского образования, заключается в том, что ни одна страна не может в настоящее время быть удовлетворенной существующей системой оценки абитуриентов. Данное положение позволяет читателю понять, насколько трудно решение вопроса и как своевременно и оправданно подключение к нему представителей смежных с медициной наук. Опираясь на фактический материал, полученный в результате конкретно-социологических исследований, О. П. Щепин, Г. И. Царегородцев и В. Г. Ерохин в книге «Медицину и общество» пишут, что прогресс медицинской науки и практики, с одной стороны, рост запросов населения к качеству медицинской помощи («врачебному искусству»), детерминированный социальным и научно-техническим прогрессом развитого общества, с другой стороны, привели к несоответствию некоторой части врачей высоким профессиональным и нравственно-психологическим требованиям, предъявляемым российским здравоохранением. Вот почему так необходимо совершенствовать систему отбора и подготовки врачей.

Говоря о решении второй задачи, связанной со всеми аспектами подготовки специалистов и постоянного повышения его знаний и профессионального мастерства, можно отметить только первые шаги, которые заключаются во введении специализации по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии на последних курсах института, одногодичной интернатуры после окончания вуза. Характерно, что ряд ведущих российских специалистов в области медицины, философов и социологов поддерживает мнение о необходимости преподавания в медвузе логики, психологии и социологии медицины, видя в этом одно из средств решения проблемы повышения общей и профессиональной культуры врача.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, МЕДИЦИНА Научно-популярный журнал, 2012-1018. Все права защищены.