1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

В России уже на рубеже XIX—XX веков начали осуществляться медико-социологические исследования причин «социальной патологии». Русский врач-гигиенист А. И. Шингарев, разработав «подворную карту», использовал ее для анализа санитарного неблагополучия в крестьянской России. В список вопросов «карты» были включены такие, как возрастной состав семьи, промыслы и отхожие заработки ее членов, размер земледельческих операций, количество употребляемых продуктов питания, травматизм, заболеваемость, рождаемость, брачность, смертность, образ жизни и т. д.

Проведя подворное описание, сгруппировав крестьянские семьи по величине земельного надела, исследователь получил возможность провести сравнительный анализ и сформулировать эмпирическую закономерность зависимости здоровья от социально-экономического положения населения. Характеристика русской деревни (как «вымирающей деревни»), данная Шингаревым и его работе, в условиях развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве была первым серьезным шагом по пути развития медико-социологической мысли России начала XX столетия.

На основе этих исследований Шингарев сделал верный вывод о невозможности оздоровления условий труда и быта крестьянства при царском режиме, а также снижения уровня заболеваемости и смертности крестьянства.

Существенный вклад в конкретизацию и разработку теоретических проблем социальной гигиены и зарождающейся социологии медицины принадлежит 3. П. Соловьеву. В статье «Каких врачей должна готовить высшая медицинская школа» он писал: «Социальная этиология должна быть положена в основу изучения не только таких дисциплин, как общая патология, эпидемиология, гигиена и пр., но и всех клинических предметов». И далее Соловьев подчеркивает: «Нам важно иметь врача — практического деятеля, который в состоянии брать больного и окружающую его среду в качестве объекта для организованного воздействия. Задача нашего государства данном случае в том и заключается: целесообразно в интересах здоровья коллектива изменить условия, до сих пор создававшие санитарное неблагополучие этого коллектива». Соловьев высоко оценивал социальную функцию медицины, отмечал важность использования социологических рецептов, вырабатываемых на основе медико-социологических исследований, для решения проблем общественного здоровья.

В современных условиях здравоохранение нуждается именно в социологической информации, ориентированной на ее собственную проблематику, для того чтобы наиболее оптимально решать задачи организации лечебно-диагностической, реабилитационно-профилактической деятельности, всеобщей диспансеризации населения.

Современный этап развития социологии медицины связан с процессом «институализации» социологии медицины в качестве самостоятельной научной отрасли социологического знания и педагогической дисциплины в системе медицинских вузов, а также социологических кафедр философских факультетов университетов. «Узаконение» социологии медицины предполагает решение ряда научных, организационных и педагогических проблем, поэтому потребует значительных усилий со стороны представителей медицины и социологии для преодоления сложившегося традиционного скептического отношения как тех, так и других специалистов.

Область исследования, место и система общенаучного и медицинского знания

Наиболее сложная для изложения — задача определения объекта и предмета6, описания структуры и функции социологии медицины, выяснения единства и различий между этой формирующейся отраслью «стыкового» научного знания и сложившейся социально-гигиенической наукой. В отечественной и зарубежной медицинской и социологической литературе нет единства мнений по ряду центральных вопросов этих областей знаний, что показывает дискуссионность освещаемых нами проблем и трудность однозначного его решения.

Анализ определений понятия «социальная гигиена», принадлежащих российским ученым, показывает наличие противоположных, не совпадающих точек зрения в понимании ее как науки и педагогической дисциплины, а также объединения в рамках одной науки двух относительно разнородных областей научного знания и практического его приложения. В своей основе новые определения развивают идеи основоположников отечественной социальной гигиены. Исследователи идут по пути описания круга вопросов (что вполне допустимо), изучаемых в курсе социальной гигиены и организации здравоохранения.

Более правильно, на наш взгляд, социальную гигиену определяют авторы одного из последних исследований, посвященных обсуждению вопросов истории развития этой науки, формулируя ее предмет на теоретическом уровне и отделяя последнюю от организации здравоохранения, ее практического приложения: «Социальная гигиена — наука, изучающая закономерности влияния социальных и экономических факторов на здоровье различных социальных групп населения и дающая теоретическое обоснование системе государственных и общественных мероприятий по охране и укреплению здоровья общества». В данном случае авторы ставят знак тождества между понятием «население» и «общество», что в данном контексте вполне допустимо.

В мировой литературе сосуществует большое количество понятии, связанных с проблемами социологического изучения медицины и здравоохранения. «Социология здоровья» является отраслью социологии медицины, ее предметом выступает здоровье различных социальных групп и населения в целом; «социология в медицине» — это применение теоретических и конкретно-социологических методов исследования в самой медицине, т. е. направление исследования идет от социологии к медицине, выясняются возможности социологии для решения медицинских проблем; «социология здравоохранения» изучает систему здравоохранения во всех ее проявлениях; «социология медицины» — наука, занимающаяся теоретическими исследованиями и рассматривающая медицину как социальный институт: «медицинская социология» изучает влияние социальных факторов на отдельные заболевания и т. д.. Учитывая терминологические трудности и недостаточную аргументированность позиций ряда исследователей, пытающихся создать новое научное направление, на данном этапе в нашей стране стало общеупотребимым понятие «социология медицины».

В нашей литературе одно из первых определений социологии медицины предложил Н. Добронравов: «Социология медицины (медицинская социология) — отрасль социологии, изучающая социальные проблемы, связанные со здоровьем, болезнями и медицинским обслуживанием, с ролью здоровья и трудоспособности населения в социальном развитии».

По мнению Добронравова, социология медицины и медицинская социология — понятия тождественные, и нет смысла их разграничивать. Кроме того, приведенное высказывание во многом напоминает определения социальной гигиены как науки, а поэтому представители последней до сих пор отказывают социологии медицины в праве на суверенность, включая ее в состав своей науки. Пытаясь дать более точное определение и разграничить предметные области этих направлений научного знания, А. М. Анохин пишет: «Медицинская социология — это отрасль, занимающаяся социологическими аспектами профилактики, лечения и социально-трудовой реабилитации больных. Она изучает социологические особенности взаимоотношения больного с врачами, медицинскими сестрами, другими больными лечебного учреждения, семьей, друзьями; влияние социальных факторов на здоровье, в том числе и психическое, является элементом целостного понимания этих проблем». Анохин изложил сущность предмета социологии медицины через описание круга проблем, исследуемых ею.

Социология медицины имеет своей целью раскрыть взаимодействие медицины с обществом. В этом взаимодействии необходимо учитывать: а) воздействие общества, социальных условий на функционирование и развитие медицины и практику здравоохранения и б) влияние медицины на общественные процессы.

Не вызывает сомнений, что социология медицины вместе с другими общественными науками (экономикой, юриспруденцией и психологией) призвана раскрыть закономерности функционирования и развития здравоохранения как общественного явления. Здесь важное значение имеет выяснение места здравоохранения в системе общественных связей, исследование социальных функций медицины, в выяснении соотношения свободы и необходимости в деятельности медицинских работников.

Медицина не может обходить стороной социальные закономерности жизни людей, их взаимоотношения в процессе трудовой деятельности, семейно-бытовой жизни, культурного и духовного общения. Вот почему изучение объективных общественных отношений, проявляющихся на индивидуальном и микросоциальном уровне в форме общения, познание внутреннего механизма общения — важнейшая сторона предмета социологии медицины. Само медицинское познание ставит на повестку дня ряд вопросов, затрагивающих глубинные основы человеческого существования. Социально-этическое регулирование научных исследований в области физической и психической природы человека, проблемы морального и гуманистического контроля за экспериментами становятся неотъемлемой чертой медико-биологического познания. Знаменательно, что в ряде экономически развитых стран представители социологии вместе с врачами активно работают над составлением этических кодексов научно-экспериментальной деятельности, чтобы не допустить превращения эксперимента в самоцель. Конечной целью медицинского эксперимента является не знание ради знания, а знание ради человека и во имя его здоровья.

Единство объекта для гуманитарных наук (т. е. наук о человеке), куда в предельно обобщенном варианте входят социальная гигиена и социология медицины, является естественным основанием для пересечения проблематики, исследуемой этими научными областями знания о человеке, — «совокупности всех общественных отношений».

Социология медицины — это не какая-то принципиально новая дисциплина, рассматривающая социальные проблемы здравоохранения, минуя социально-гигиенический анализ. Вместе с тем социология медицины рассматривает эти вопросы в несколько другом контексте и на другом уровне. В социологии медицины происходит диалектическое «снятие» (Гегель) естественнонаучных, технических и гуманитарных знаний под углом зрения разработки и научного обоснования программы сохранения, укрепления и повышения потенциала здоровья

индивидуума (личности), группы (социальной, демографической, профессиональной) и населения в целом.

Специфика медико-социологического исследования, отличие его от социально-гигиенического заключаются в том, что оно является комплексным: всесторонне рассматривает взаимовлияние здоровья «населения — группы — человека» и социальных явлений и процессов, их детерминирующих. Под социальной комплексностью понимается взаимодействие экономических, идеологических, культурных, технических, организационных и других

условий или подсистем в рамках отдельных процессов или целостной системы общества. Медико-социологическое исследование выходит за рамки социально-гигиенического и в том отношении, что вопросы социальной обусловленности здоровья и заболеваемости населения рассматриваются в контексте проблем развития производительных сил и управления ходом научно-технического и социального прогресса в условиях конкретной общественно-экономической формации.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, МЕДИЦИНА Научно-популярный журнал, 2012-1018. Все права защищены.