1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

От каравелл Колумба к лайнерам Аэрофлота...

Когда человек впервые оседлал лошадь и использовал ветер для целей передвижения, увеличились и возможности распространения заболеваний, отмечалось в старых учебниках эпидемиологии.

В век НТР одна из ключевых отраслей экономики — транспорт развивается поистине гигантскими темпами. Ведь каких-то 100 лет назад не было ни автомобилей, ни самолетов, только-только появились пароходы и паровозы. Сегодня же земля точно паутиной опутана сетями автомобильных, железнодорожных, морских и воздушных трасс. И уже совершенно невозможно представить нашу повседневную жизнь без транспорта. Благодаря ему объединены разрозненные ранее поселения, стали ближе далекие государства.

Обратили ли вы внимание, как нами нынче определяется расстояние? Если раньше на вопрос: далеко ли до туда-то? следовал ответ: «верст пять или семь», то теперь чаще всего можно услышать «минут сорок езды на автобусе» и т. п. Единицы времени одновременно становятся благодаря широко развитой сети транспорта как бы и единицами расстояний. Транспортные артерии соединили и наполнили жизнью единый мировой организм, широко открыв дорогу людям, товарам, мыслям и... возбудителям болезней.

Классическим примером влияния развития транспортных связей и освоения новых территорий на распространение инфекций является факт завоза сифилиса из Америки в Европу. Существует мнение, что до конца XV в. сифилиса в Старом Свете не существовало. Впервые он был зарегистрирован в марте 1493 г. у матросов, вернувшихся из Америки в Испанию.

Далее распространение этой болезни шло быстро. В то время вербовались солдаты в армию французского короля Карла VIII, воевавшего под Неаполем. Испанские легионеры, сопровождаемые целым корпусом куртизанок, завезли сифилис в Италию и Францию, откуда он распространился по всему миру. О том, что это было новое, не известное врачам заболевание, свидетельствует косвенно и тот факт, что на протяжении более четверти века оно оставалось безымянным. Говорят, что сифилис впервые получил свое наименование только в 1530 г. в поэме Фракастро, где говорилось о том, как пастух короля Алкитуса по имени Сифилис был наказан Аполлоном этой болезнью за то, что оказал королю неподобающую ему честь. Почти одновременно французский врач Бетенкур назвал заболевание венерическим люэсом, подчеркнув тем самым половой способ заражения. С другой стороны, можно думать, что сифилис имеет давнюю историю, но в силу разных причин только после XVI в. получил массовое распространение. Очень похожее на сифилис заболевание описано у Гиппократа, древних индусов и в знаменитом «Каноне медицины» Авиценны. Можно предположить, что матросами Колумба была завезена особо заразная форма сифилиса, ранее не встречавшаяся в Старом Свете, которая в эпоху великих путешествий, постоянных войн и других массовых перемещений людей получила небывало широкое и быстрое распространение.

Но как бы то ни было, эпидемиологическое значение транспортных средств, в том числе морского флота, несомненно. Издавна и вплоть до XX в. именно водным путем завозились в разные страны больные чумой, холерой, оспой, желтой лихорадкой и другими инфекциями. И это понятно.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, МЕДИЦИНА Научно-популярный журнал, 2012-1018. Все права защищены.