1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Чем сложнее техника и информационные системы, тем больше приходится учитывать психологические возможности человека. С другой стороны, человек сам тоже должен постоянно усовершенствовать, развивать и расширять свои адаптивные возможности. Этого можно достигнуть приобретением больших знаний и опыта в обращении с техникой. Наряду с оздоровлением организма необходимо стремиться и к оздоровлению условий быта и труда. Важное значение имеет так же глубокое изучение роли социальных факторов в адаптации организма. Философы-антропологи пишут, что животные в полной мере приспособлены к существованию в природных условиях и способны к самостоятельной жизни уже с первых дней их появления на свет.

Человек же, по их мнению, как биологически неразвитое существо в момент рождения не приспособлен к внешнему миру и не может самостоятельно существовать и адаптироваться без помощи общества в течение всей своей жизни. Все это рассматривается философской антропологией как регресс в эволюционном развитии, как подтверждение биологической недостаточности человека. А между тем человеческий организм по многим функциональным показателям (в особенности по защитно-приспособительным реакциям) во многом не только не уступает животным, но даже превосходит их.

Ученые многое в поведении человека связывают с бессознательным, отрицая таким путем решающую роль высшей нервной деятельности в адаптационно-приспособительных реакциях организма. Они не учитывают, что кора головного мозга принимает самое активное участие в формировании защитно-приспособительных реакций организма.

Способность человека безгранично развивать науку и технику, ограниченность в то же время его биологического приспособления являются одним из основных мрачных пессимистических выводов многих философов в отношении научно-технической революции. Однако заявления сторонников теории социальной дезадаптации о фатальной неизбежности приближающегося упадка физического и психического здоровья людей по мере развития технического прогресса может быть справедливо только для дезориентированного общества.

Для построения своих пессимистических концепций некоторые философы и медики обращаются к субъективным психологическим процессам бессознательного влечения и побуждений человека. Они рассматривают болезнь как результат сложных инстинктов и прежде всего инстинкта голода и полового инстинкта, они часто сводят психику и поведение человека к врожденным актам биологического приспособления и к условно-рефлекторной деятельности. Самые «последовательные» психосоматики даже не признают психику как продукт работы мозга и связывают психическую деятельность человека со сверхъестественными силами. Исходя из этого, они рассматривают болезни как - разлад между установленными законами природы (или бога) с человеком. Часто используется понятие «адаптативная энергия». Здоровье человека, по мнению таких исследователей, строго лимитировано и не соответствует высоким ритмам и требованиям технического прогресса. Психосоматики, объединяясь со сторонниками направления так называемой социальной экологии, приходят к заключению, что врожденные формы инстинктивного приспособления и поведения у человека более слабо выражены, чем даже у животного, и акцентируют внимание не ведущем значении адаптации отдельных людей как особей, живущих независимо от общества. В их высказываниях имеется определенная тенденция к биологизации психических и социальных проявлений адаптации.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, МЕДИЦИНА Научно-популярный журнал, 2012-1018. Все права защищены.