1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

О соотношении биологических и социально-исторических закономерностей в экологии. В процессе своей жизнедеятельности человек, так или иначе, вмешивается в природу и изменяет ее. Таким образом, сохранение природы в первозданном виде там, где живет человек, практически невозможно. Даже в заповедниках, главная задача которых заключается в сохранении эталонов нетронутой природы, происходит незримое вмешательство человека.

Вообще охрану природы не следует рассматривать изолированно от взаимодействия человека с природой. Надо только стремиться к экономному и более целенаправленному изменению природы. Нельзя стремиться брать от нее все, что она может дать. Такой подход приведет к истощению природных ресурсов, вследствие чего человечество окажется у «разбитого корыта» и никакой технический прогресс не будет в состоянии помочь ему.

Капитализм оторвал человека от общества, вызвал «разрыв» человека с природой, противопоставил общество природе. Мы же стремимся к обществу, которое преодолевает этот разрыв, утверждает единство человека и природы, формирует взаимоотношения человека с природой на более высоком уровне. Социалистический принцип природопользования познает и учитывает законы природы, помогает успешному и экономному использованию природных ресурсов.

Развитие болезни — результат одновременного воздействия природных факторов (экзогенные болезнетворные факторы внешней среды) и факторов социального порядка, связанных с общественными отношениями человека, экономическим благополучием, особенностями труда и быта, уровнем культуры и т. д. Социальные факторы своими многочисленными компонентами в конечном итоге могут изменить в ту или иную сторону эффект всех проводимых лечебно-профилактических мероприятий.

Надо подчеркнуть, что широко распространенная в настоящее время на Западе социальная (или человеческая) экология фактически является переносом в социологию основных положений экологии растений и животных и попыткой биологизации общественных отношений. Акцентируя внимание на ведущем значении адаптации каждого человека как особи, живущей независимо от общества, западные ученые нередко говорят о человеке только как о биологическом существе. С экологической точки зрения некоторые западные ученые рассматривают общество как область, внутри которой биологическая конкуренция снизилась, однако борьба за существование приобрела высшие формы.

По мнению ряда антропологов, биологическая эволюция человека уже завершена, хотя внутри вида еще продолжаются некоторые фенотипические изменения. В этих изменениях важна роль как социальных, так и биологических факторов. Однако роль биологических и в особенности социальных факторов в детерминировании здоровья и болезни человека во многом нуждается в дальнейшем изучении.

Действительно, на ранних этапах развития человечества для него многие экстремальные факторы внешней среды представляли опасность. С развитием человеческого общества их воздействие или прекратилось, или свелось к минимуму. Человеческое общество постоянно искало и ищет все новые и новые способы и средства, ограждающие его от вредных влияний природной среды. И хотя естественные адаптивные возможности организма человека постоянно ослаблялись, зависимость человека от природы не увеличивалась, а уменьшалась благодаря расширению социальных возможностей и росту общественно-производственных сил.

В настоящее время сторонники теории неоконституционализма на Западе ведущее место отводят естественному отбору в борьбе за существование. Они даже иногда заявляют, что будто бы медицина ограничивает естественный отбор, способствует выживанию слабых, неполноценных людей, закрепляет образование порочных генов, и - это постепенно ведет к ослаблению человеческого рода. Неоконституционализм — в принципе реакционная и негуманная теория.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Copyright ©, МЕДИЦИНА Научно-популярный журнал, 2012-1018. Все права защищены.